saintrio

Categories:

Декабристы: от Гая Ричи до Наутилуса вплоть

iTunes и карантин дали возможность ознакомится с актуальным державным взглядом на декабристов. Там получилось не много Ключевского, и много Гая Ричи. А ещё щепотка Наутилуса. 

Образ эпохи Александра Благословенного никогда не был особо угрюм. Он формировался легкими, наивными лентами, вроде «Гусарской баллады» Рязанова, а в ней лишь маскарад, да романтика, и даже смерть не выглядит серьезной. Где уж тут проникнуться агонией князя Андрея, безнадегой Троекуровских крестьян, и серьезностью Лермонтовского «пора добраться до картечи»? Кстати, что касается последней, то фильм о декабристах позволяет прочувствовать все ее тонкости.

Не только грамотно использованные спецэффекты стали приятным сюрпризом, но порадовал и отход от каноничного стандарта в повествовании. Это больше не лирическая трагедия прекраснодушных «Звезд пленительного счастья», а вполне себе «Бригада» Саши Белого в декоре XIX столетия.

Были ли боевые офицеры, крупные землевладельцы и столичные хедлайнеры - паркетными болонками Наташи Ростовой? Или они всё же волевые личности, к тому же сделавшие ставку на бунт и кровь? Причем - ради власти. Мм... Depends. В глазах дам - наверное они напудренные зайки, а с точки зрения государства - демоны и душегубы.

Никогда ранее на большом экране не показывали таймлайн восстания на Сенатской. Даже по либретто школьных учебников, картину маслом восстановить было сложно. «Кто этот потерпевший? Куда он пошел?». А здесь все показали в деталях - от Альфа до Омега.

Конечно, все это лишь версия. Но это первое, что было внятно озвучено. Уверен, найдутся спецы, которые разглядели нестыковки. И это нормально. Прийти к общему знаменателю в восприятии таких моментов истории мы не сможем никогда. И это тоже признак свободы. Да что там декабрь 1825ого? Мы не договоримся ни по ноябрю 1917ого, ни даже по октябрю 1993го, хотя живыми свидетелями последнего являемся лично.

Там где тонко, там и рвется - и пока нация жива, находились и те, кто шел в этот  прорыв - из Белого Дома на Останкино, из Смольного в Зимний, или из Марьяновки в Белую Церковь. 

Мелодия «учитель, на касках блистают рога - черный ворон кружит над крестом» звучащая на фоне Муравьева-Апостола летящего в пыли, очевидно должна подчеркивать готовность декабристов к самопожертвованию во имя всеобщего счастья.

С другой стороны есть Паша Пестель, в чистейшем gangsta style приставляющий ствол к башке капитана Майборорды. 

Он словно намекает нам: это ещё отнюдь не очевидно - где именно на Сенатской блистали рога. И теперь это вполне дискуссионный вопрос.

Демонический дуэт «Тарапуньки и Штепселя» современного российского кинематографа опять впечатлил. 

Вслед за Фредом и Мэлом из «Стиляг», после Ставрогина и Верховенского в Хотиненковских «Бесах», ребята отлично исполнили Трубецкого и Рылеева. Приятно, что от фильма к фильму образы Матвеева и Шагина становятся всё крепче и крепче, характеры всё тоньше и тоньше, а бесконечный конфликт - всё чудесатее и чудесатее. Это танго танцуют двое, и оба топят, но один по понарошке, а другой взаправду.

Пардон. А за какую правду все они, декабристы,  вообще топили? За свободу крестьянскую? Или за Константина «и жену его Конституцию», как кричали несчастные солдаты Московского полка?Или за «Русскую Правду» лютеранина Пестеля?

Фильм не дает нам однозначного ответа, но тонко предлагает открыть первоисточники. И благодаря самоизоляции, впервые за много лет, появилось время ознакомиться с программными документами декабристов. Оказывается, ими, среди прочего, предлагалось расчленение России и установление в получившимся «Союзе Независимых Государств» диктатуры аристократии и олигархата. Возглавить это должен был некий коллегиальный выборный ареопаг. Утопический и недееспособный.

При этом, сумрачный гений Герценских будителей породил по настоящему прогрессивные идеи. Например, массовое переселение не славянских этносов, да таких масштабов, что И.В.Сталин с татарами, и правительство США с индейцами -  просто плачут и нервно курят в стороне. Между «Русской Правдой» южан и «Конституцией» северян конечно были разногласия, но в одном они были едины - столицу надо перенести в Новгород. Такая вот глубина державной мысли и политического анализа. Но вернемся к фильму. 

А там, после красочной демонстрации убийства Милорадовича - царского Жукова Наполеоновской эпохи, и после грязной расправы над «слугой царю, отцом солдатов» - полковником Густавом Ивановичем Гебелем, и особенно после перманентной демонстрайции туповатых амбиций ключевых фигур заговора - наведение на них орудий уже не выглядит превышением необходимой самообороны. А как в 1993 году выглядело наведение стволов Т-80 на Белый дом? Вот и тут заставляет задуматься: «Надо Федя, надо...». Или?

Помимо рваной стилистики всего видеоряда - явно отсылающей нас к «Картам, Деньгам, Двум Стволам» и прочим «Джентльменам», музыкальная тема расстрела практически полностью выписана из мрачного «Меча Короля Артура» Гая - нашего с вами - Ричи. Короче, Андрею Кравчуку он явно запал. И это хорошо.

Приятно, что и Николай Первый показан не жалким истериком, как в Звезде у Мотыля, но пусть и неопытным, и где-то даже очень угловатым, но всё же живым - и скорее положительным, нежели сугубо отрицательным персонажем.

Несколько удивило игнорирование сценаристом легенды о старце Федоре Кузьмиче. Очень кинематографичная версия ухода Александра I. С другой стороны, перегружать зрителя —  и без того слабо ориентирующегося в вопросе —  таким количеством фактажа будет совем не милосердно. 

Фильм без конфликта это скука и абсурд. Здесь конфликт есть, его много и он отнюдь не надуман. Он живой и талантливо исполненный. Последнее бывает очень важно. Например, явно уступавший Высоцкому в харизме и актерском мастерстве Конкин, вчистую проиграл на экране отрицательному Жеглову. Идея «Эры милосердия» оказалась извращена. Причесанная, припудренная и кастрированная советская «Звезда пленительного счастья» так же извращала историю восстания и нашего его понимания, как «Гусарская баллада» деноминировала эпичность Бородинской битвы.

Сейчас в России наконец-то появился большой и красивый фильм, способный обратить наше внимание на уже хронически не выученные уроки отечественных восстаний. И этот фильм - «Союз Спасения». А если без высоких идей и пафоса, то и просто посмотреть на сплав кино, истории и русского рока - всегда приятно.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded